Игнатьевич Гайдай (15.01. 1876, г. Измаил Бессарабской губ.- 5.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи крестьян-единоверцев. По нек-рым сведениям, в молодости пребывал под духовным руководством прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского, затем его наставником стал прот. св. Иона Одесский. Работал кондуктором конки в Одессе. Получил среднее образование (возможно, окончил ДС). Служил псаломщиком в одесском Петропавловском храме на Молдаванке, состоял братчиком при епархиальном миссионере.
В 1925 г. рукоположен во иерея Елисаветградским еп. сщмч. Онуфрием (Гагалюком), временно управлявшим Херсонской и Одесской епархией. Рукоположение, видимо, состоялось в Харькове, где в это время пребывал высланный из Одессы еп. Онуфрий. Служил священником в Петропавловской ц., по др. сведениям - в ц. во имя св. Иоанна Златоуста в Одессе. В 1926 г. П. был переведен 2-м священником в одесский Кирилло-Мефодиевский храм, после смерти настоятеля занял его место. Затем служил настоятелем молитвенного дома в с. Елизаветовка (ныне Раздельнянского р-на Одесской обл.). Здесь вокруг священника сложилась община его духовных детей. П. получил известность благодаря своим вдохновенным проповедям и многочисленным случаям исцеления по его молитвам больных и бесноватых. В 1927 г. арестован ГПУ, приговорен к году лишения свободы, однако вскоре приговор был отменен Верховным судом. После освобождения служил настоятелем храма в с. Капаклиевке (ныне Раздельнянского р-на), куда он был приглашен местным приходом. Совершал богослужения по полному монастырскому уставу до 5 раз в неделю, при этом сельский храм каждый раз бывал переполнен. В Капаклиевку съезжались паломники из ближних и дальних мест. Для больных П. служил водосвятные молебны. При храме был построен ночлежный дом с кухней и столовой, выкопан колодец. Продукты, к-рые привозили в храм многочисленные паломники, П. раздавал нуждавшимся, бесплатно исполнял для бедных требы. В нач. 1929 г. указом Одесского и Херсонского архиеп. сщмч. Анатолия (Грисюка) П. был переведен на один из одесских городских приходов. Капаклиевский церковный совет ходатайствовал об оставлении П. на прежнем месте служения.
30 апр. 1929 г. арестован в Капаклиевке по обвинению «в совершении обманных действий для извлечения выгоды из религиозной массы и использовании религиозных предрассудков масс для контрреволюционных целей». Вместе с П. были арестованы его жена, Капитолина Дмитриевна, церковный староста А. Е. Капакли и мон. Вера (Савченко). Все арестованные были заключены в тюрьму в Одессе. П. после первых 2 допросов, на к-рых заявил, что не вел никакой агитации и не распространял слухов, отказался давать дальнейшие показания. 30 авг. 1929 г. особое совещание при Коллегии ГПУ Украинской ССР постановило выслать П. и Капакли на 3 года в Сибирь (обвиняемых женщин приговорили к 6 месяцам лишения свободы). П. был выслан в Красноярск, откуда его вскоре перевели в Енисейск, а затем в Туруханск. К нему переехали жена, приемные дети и духовные чада, т. о., в месте ссылки П. образовалась молитвенная община. Члены туруханской общины собирали на продажу дикий лук, обжигали известь; мужчины нанимались валить лес, женщины - стирать белье. 13 авг. 1932 г. П. был освобожден из ссылки. Поскольку ему было запрещено возвращаться в Одессу, проживал в Киеве. По нек-рым данным, служил в киевской Ильинской ц. В нач. окт. 1933 г. приехал в Ленинград, но уже 7 окт. был арестован. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «после отбытия наказания за контрреволюционную деятельность разъезжал по СССР, нелегально прибыл в Ленинград, установил связь с ИПЦ (Истинно православной Церковью, т. е. сторонниками иосифлянства.- Ред.) для их активизации». 23 дек. 1933 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ при Ленинградском военном округе приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в г. Акмолинск (ныне Астана), где вокруг П. вновь сложилась молитвенная община переехавших к нему духовных детей.
17 окт. 1935 г. арестован в Акмолинске по обвинению в антисоветской деятельности. Категорически отрицал вину, доказательств совершения контрреволюционных преступлений следствию собрать не удалось. Тогда, воспользовавшись тем, что в ходе обысков у членов акмолинской общины были изъяты большие запасы чая (ок. 85 кг), П. обвинили в том, что он «организовал поездки за чаем в Одессу и Красноярск с целью его реализации на базаре г. Акмолинска». П. не признал себя виновным в спекуляции, объявил голодовку, в связи с чем был переведен в тюремный лазарет. 22 янв. 1936 г. народный суд Акмолинска приговорил П. к 10 годам лишения свободы (хотя максимальный срок наказания за незаконную торговлю по ст. 107 УК РСФСР составлял 3 года). Отправлен в 5-е Нуринское отделение Карагандинского ИТЛ (Карлаг). С 15 апр. того же года содержался в штрафном изоляторе за попытку побега из-за угроз ограбивших его уголовников. Дважды объявлял голодовки. 31 июля 1937 г. отправлен в лагерное отделение Караган, где уже не мог работать по состоянию здоровья. Против П. было начато новое следственное дело, его обвинили в том, что «среди заключенных систематически вел контрреволюционную агитацию, высказывался против вождей партии и правительства, для невыхода на работу искусственно вызвал у себя болезнь». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 авг. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
В 2009 г. во имя П. был освящен новопостроенный храм в с. Белка Ивановского р-на Одесской обл.